Главная » Вопросы и ответы
8 (863) 218-07-38

Вопросы и ответы

Какие основные требования в области пожарной безопасности предусмотрены в отношении образовательных организаций?

Согласно Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2018):

  1. объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности: система предотвращения пожара, система противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
  2. собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.
  3. здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений — помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности подразделяются на (выборка по образовательным организациям):

Ф1 — здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе:

Ф1.1 — здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;

Ф4 — здания образовательных организаций, научных и проектных организаций, органов управления учреждений, в том числе:

Ф4.1 — здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций;

Ф4.2 — здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования;

Согласно п. 7 ст. 83 вышеуказанного федерального закона, системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 — с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме»:

  1. утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил.
  2. Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
  3. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.
  4. Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте защиты.
  5. В здании или сооружении, кроме жилых домов, в котором может одновременно находиться 50 и более человек, то есть на объекте с массовым пребыванием людей, а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.
  6. Не допускается в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание более 50 человек.

СП 112.13330.2011 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений:

В подвальных и цокольных этажах не допускается размещать помещения классов Ф1.1, Ф1.2 и Ф1.3.

Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь:
-помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.;
-помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.; в помещениях подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 чел., один из двух выходов допускается предусматривать в соответствии с требованиями 6.20*, г;

— помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 чел.;

Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий класса: Ф1.1; Ф1.2; Ф2.1; Ф2.2; ФЗ; Ф4;

Высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее:
1,2 м — из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3 – более 50 чел.;
0,8 м – во всех остальных случаях.
Ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее расчетной или ширины марша лестницы (см. ниже).

Ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе, расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, как правило, не менее:

а) 1,35 м – для зданий класса Ф1.1;

б) 1,2 м — для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 200 чел.;

в) 0,7 м — для лестниц, ведущих к одиночным рабочим местам;

г)0,9 м – для всех остальных случаев.

Какие требования предъявляются к организациям, желающим реализовывать программу обучения по охране труда?

Для того, чтобы иметь право реализовывать программу обучения по охране труда необходимо пройти два этапа:

  1. Получить образовательную лицензию на право реализации дополнительных общеразвивающих программ.
  2. Пройти аккредитацию в Министерстве труда и социальной защиты РФ.

Минтруд предъявляет определенные требования к организациям, которые желают оказывать вид услуги в области охраны труда – обучение работодателей и работников вопросам охраны труда:

— наличие в уставе образовательной организации вида деятельности, указанного в точном соответствии с видом услуги, подлежащим аккредитации;

— образовательная организация не должна находиться в стадии ликвидации, а также не должна быть признана банкротом и не должно быть в отношении нее открытого конкурсного производства на день подачи заявления;

— в отношении образовательной организации не должно быть принято решения о приостановлении деятельности;

— у образовательной организации должна быть в наличии справочная база действующих законодательных и нормативно-правовых актов по охране труда;

— должны быть специалисты, имеющие высшее образование и обученные в области охраны труда;

— должны быть обеспечены технические средства обучения и учебно-методические материалы;

— должна быть обеспечена система учета и хранения результатов обучения в области охраны труда.

Возможно ли вывести учредителя из некоммерческой организации?

Федеральным законом от 31.01.2016 N 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения относительно порядка выхода и входа учредителя (участника) некоммерческой организации.

В частности, в ст. 15 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» был добавлен пункт 3, предусматривающий, что учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, уведомив соответствующим образом регистрирующий орган о своем выходе (учредитель (участник) должен подать в УФНС  заявление по форме 14001).

Кроме того, учредитель (участник), вышедший из состава учредителей (участников), обязан направить уведомление об этом некоммерческой организации в день подачи в регистрирующий орган заявления о своем выходе.

При этом, если из некоммерческой организации выходит последний либо единственный учредитель (участник), до юридического оформления выхода из некоммерческой организации учредитель (участник) некоммерческой организации обязан передать свои права учредителя (участника) другому лицу.

Таким образом, в этом случае выход учредителя (участника) будет производится в два этапа: вход в состав учредителей (участников) некоммерческой организации нового лица и затем выход из некоммерческой организации старого учредителя (участника).

Также был добавлен пункт 4 в ФЗ «О некоммерческих организациях», которым была закреплена возможность входа в состав учредителей (участников) некоммерческой организации. А именно, если иное не предусмотрено федеральным законом и уставом юридического лица, физические и (или) юридические лица вправе войти в состав учредителей (участников) некоммерческой корпорации, в состав учредителей фонда и автономной некоммерческой организации с согласия других учредителей и (или) участников.

Какие требования предъявляются к дистанционному обучению?

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

При реализации образовательных программ с применением дистанционного обучения местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся (часть 4 статьи 16 № 273-ФЗ)

В соответствии с Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 2, при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Таким образом, образовательная деятельность с применением дистанционного обучения осуществляется посредством взаимодействия обучающихся и педагогических работников на расстоянии.

Для дистанционного обучения необходимо использовать специализированную дистанционную оболочку (платформу), посредством которой будет осуществляться образовательная деятельность.

Система дистанционного обучения (платформа) необходима:

— для размещения контента, необходимого для реализации образовательных программ;

— для планирования педагогической деятельности педагогическим работником, размещения образовательных материалов;

— для обеспечения обучающихся информацией об учебном процессе, о результатах промежуточной и итоговой аттестации;

— для создания обучающимся условий для выполнения заданий, предусмотренных образовательной программой, получения консультаций педагогического работника;

Таким образом, перечень специальных условий, необходимых для реализации образовательных программ с применением исключительно дистанционного обучения:

  • Наличие системы дистанционного обучения;
  • Оборудование лекционных аудиторий средствами мультимедиа и интерактивными средствами обучения;
  • Наличие высокоскоростной корпоративной вычислительной сети, обеспечивающей доступ к электронной информационно-образовательной среде;
  • Наличие серверного оборудования для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
  • Наличие доступных для сотрудников инструментов для создания, сохранения, доставки и использования электронных образовательных ресурсов;
  • Должен быть разработан и утвержден локальный акт – Порядок доступа к информационным ресурсам;
  • Должен быть обеспечен соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации по дополнительным профессиональным программам.

Подлежит ли лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, консультаций, семинаров?

В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Согласно Положения о лицензировании образовательной деятельности образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению к вышеуказанному Положению.

В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под образовательной программой понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных федеральным законом об образовании, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Таким образом, можно сделать вывод, что лицензированию подлежат образовательные программы.

Образовательная деятельность в форме разовых лекций, консультаций, семинаров и других видов обучения, при которых образовательные программы не реализуются, не подлежит лицензированию.

Какие образовательные программы может реализовывать индивидуальный предприниматель?

Согласно части 20 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организациями, осуществляющие образовательную деятельность являются образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. Федеральным законом № 273-ФЗ к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено Федеральным законом № 273-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 32 Федерального закона № 273-ФЗ индивидуальные предприниматели могут осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения.
Индивидуальные предприниматели не вправе реализовывать дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки).
Федеральным законом № 273-ФЗ установлено, что индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.
В случае привлечения педагогических работников индивидуальный предприниматель должен пройти процедуру лицензирования образовательной деятельности.